Огненная природа кардинальных жизненных перемен

Кардинальные изменения в жизни — это всегда про переплавку личности. Про трансформацию основ. Но чтобы себя переплавить, нужно сначала заметно расшевелить. Это как с металлом: чтобы изменить его форму — нужно сильно разогреть. Иначе никак. Застывшая несгибаемая конструкция. Сломать можно, а изменить, тем более во что-то красивое, — нет.

С личностью взрослого человека, которая чем старше, тем тверже, происходит что-то похожее. Для переплавки, то есть настоящей смены внутренней формы, необходимо достаточное количество огня.

Подобный огонь бывает разной природы. Есть внутренний огонь — ваши личные усилия и намерение такой силы, благодаря которым начинают плавиться оковы былых привычек и взглядов. Есть огонь внешний — это определенные события, которые обжигают снаружи, требуя определенных изменений.

Хотя более точно все же будет сказать, что кардинальные перемены — это всегда история только про внутренний огонь. Просто в некоторых случаях человек умудряется разжечь свое пламя исключительно самостоятельно, через силу собственного намерения и соответствующих действий, а в других — как бы «подкуривает» от «огненных» обстоятельств. Такие обстоятельства могут быть и очень хорошими — например, сильная влюбленность, которая выкидывает человека в новую колею, и очень печальными — как болезнь или предательство, которые тоже порой стимулируют к взлету. Пока одни люди тратят все силы на то, чтобы потушить разбушевавшийся пожар в своей жизни, всегда найдутся и те, кто разожжет внутренний костер от внешнего пламени и пустит его мощь на свою трансформацию.

Иными словами, все осознанные перемены, те процессы, которые человек сознательно формирует через намерения и действия, — всегда про внутренний огонь достаточной силы. Только у одних людей огонь той или иной силы есть и так — это активные люди по своей природе, а другим, чтобы добиться даже незначительных подвижек к лучшему, требуется прилично себя разогреть. Но чтобы создать себя заново, и первым, и вторым необходимо сильное стабильное пламя, которое редко встречается «по умолчанию». Обычно, всем требуются значительные усилия для его розжига.

И тут сразу возникает несколько нюансов. Все высокоэффективные подходы к переменам и соответствующие трансформационные практики имеют разогревающий, плавящий и тем самым расшатывающий эффект. Можно так качнуть свою конструкцию, что в лучшем случае вы поплывете эгом и будете мнить себя кем-то, кем вы не являетесь и «понимать» то, что вы не понимаете. Сейчас немало таких «мастеров». Но это еще хороший исход. Плохой — проблемы со здоровьем и сложности во взаимоотношениях с другими людьми вплоть до полной потери контакта с реальностью.

Переплавка личности — штука небезопасная. Но и совсем без подобной раскачки, без внутреннего накала — нельзя. Ничего не получится. Конструкция личности останется той же, а значит, и перемены будут только поверхностными, незначительными. Декорации меняются, а суть остается прежней.

Когда говорят, что смелость — это основа настоящих перемен, имеют в виду именно эту смелость – переплавить свою личность. А не смелость перепрыгнуть глубокий овраг или уволиться с нелюбимой работы.

Возникает закономерный вопрос.

Так как разжечь внутренний огонь и переплавить все, что тебя составляет и окружает, в новую великолепную форму?

И если есть порох — дай огня

Высокие методы

Во-первых, есть так называемые специализированные методы. Практики, созданные именно для трансформации личности. Это, конечно же, практики йоги. Системы упражнений с телом, дыханием и внимание, направленные на поднятие внутреннего огня и трансформацию как тела, так и ума человека. По сути, вся хатха-йога (а это все виды современной йоги по работе с телом) и пранаямы именно про это. Вуаля. Пользуйтесь.

Но не все так просто. И, я бы даже сказала, в этом вопросе все очень сложно, увы.

Дело в том, что йога, как и была закрытой, во многом секретной практикой на протяжении всей своей многотысячной истории, так и остается таковой по сей день.

В XX веке эти методы открылись для широкой публики, но открытыми не стали. Причиной послужило упрощение процесса, когда йога из системы по глубокой трансформации человеческой природы вдруг стала терапевтической и получила распространение как «средство от больной спины».

Популярность побочного эффекта привела и к коренным изменениям структуры, за которой перестал проглядывать истинный смысл. Сегодня йога — это средство для выравнивания, растяжки, избавления от проблем с позвоночником, метод расслабления, бодрость по утрам и способ поддержания формы, но уже не история про полную переплавку ума и тела.

Первые ступени йоги — яма и нияма (нормы нравственности и чистоты поведения) были демонстративно отброшены. Вершина практики — сложнейшие техники концентрации и медитации, призванные проводить серьезную операцию на уме человека, — упростились до «пяти минут в день достаточно». И все свелось к избавлению от стрессов и опять же больной спине, которую надо подлечить после бесконечного сидения перед монитором.

Изменилась практика — изменились и преподаватели. Сегодня, чтобы найти учителя по йоге, который не просто миксует последовательность поз и пранаям, которой его научили на краткосрочных курсах, но и осмысляет йогу как сложнейшую систему, с помощью разнообразного инструментария которой человека можно как возродить, так и спалить на его же огне, — нужно сильно постараться.

Но это не повод не интересоваться этими практиками в истинном значении. Напротив. Вся их мощь как была актуальной, так и остается по сей день. По моим наблюдениям, для постоянной практики и глубокого изучения вопроса имеет смысл выбирать преподавателей “старой школы”, особенно на первом этапе, пока своего опыта недостаточно для качественных выводов. Тех, которые начали свою личную практику 15–20 лет назад и более, до повсеместного распространения социальных сетей и громкого гула информационного потока в интернете. В те времена все еще требовалось потрудиться, чтобы просто найти приемлемую практику и не бросить ее, а искривлений сути было в разы меньше. Как правило, фундамент у таких преподавателей более основательный и передача смысла более чистая.

Дедовский способ

В принципе, любое кардио — это про разжигание внутреннего огня. Бег — идеальный пример. И именно бегом в свое время я снимала апатию, леность и старые привычки, прошитые в моем теле с раннего детства. Кардио буквально растормаживает и греет. Добавьте сюда сильное стремление к качественным переменам — и вы их увидите.

Для всех, кому не хватает активности, напора, смелости и больших радостных изменений, — это простой инструмент для начала собственной переплавки. Но метод этот — топорный. Не способный полировать тонкие грани и проникать в глубокие слои вашего существа. Для первых этапов осознанных перемен — отлично, а для более точечной корректировки собственной структуры и перехода на следующие уровни взаимодействия со своим телом и психикой потребуется уже что-то более серьезное, как йога, пранаяма и медитация.

Внешняя встряска

Перемены — это история про внутренний огонь. Но, как я уже упоминала, иногда его можно развести и от внешнего пожара. Так вот, этот внешний пожар тоже можно устроить себе самостоятельно.

Переезд в другой город или страну, длительные многомесячные путешествия, продолжительные строгие ретриты. Даже увольнение. Но как часть переплавки, а не как конечный пункт. Подобные радикальные шаги заметно нагревают пространство вокруг вас, размягчая былые формы ваших состояний и окружающих смыслов.

В свое время, еще не рефлексируя все эти процессы, я методом тыка нащупала трансформационную силу переезда. Когда ты переезжаешь, особенно один, в другой город, а лучше в другую страну, — у тебя начинают «плыть» все былые установки и нормы. Это очень интересный, хоть и небезболезненный этап. Он длится не более года и если правильно использовать это «мамочки, все горит, я никто и звать меня никак», то можно круто все повернуть.

Я совершила шесть полноценных переездов на новое постоянное место жительство, пока до меня не дошло, что огонь надо разводить и поддерживать изнутри, а не только подкуривать от обстоятельств. Хотя, справедливости ради, надо признать: эффект был. Последний основательный переезд, когда я направилась в Москву одна, где у меня никого и ничего не было, из теплого и вполне сытого острова Бали, я делала уже намеренно. Намеренно планировала «подкурить», ведь Москва такой город, который любому даст жару по полной программе. Так и случилось. Правда, потом я все-таки перешла на бег. Внешнее — всегда конечно, и только внутренние изменения и стабильный внутренний огонь могут дать устойчивую опору.

А сегодня, спустя 7 лет, я уже и не бегаю, а занимаюсь йогой, изучая ее инструментарий. Бег просто усиливает огонь, и все. И то до какого-то предела. Йога же работает ювелирно: может серьезно разогреть, а может все потушить и остудить. Может дать тонкую струйку света и тепла, а может поднять пламя любой силы (в том числе и значительно сильнее, чем от бега). С помощью ее арсенала внутренний огонь можно регулировать и направлять точечно.

Но вернемся к внешней встряске. Такой метод будет работать, только если вы сможете «подкурить», то есть верно направить свои намерения и действия, вложив в этот процесс все силы. Иначе — пожар в жизни и его последствия будут, а вашей трансформации — нет.

Вы не можете плавить себя до бесконечности

Нужна форма.

В ней суть, а не в огне как таковом.

Куда иду? Зачем? Что хочу? К чему стремлюсь? Во имя чего?

Это не просто цели. Это видение итогового образа результата. Направление своего импульса — как через силу намерения, так и непосредственными активными действиями.

А то на месте личности останется расплавленная масса. Огонь-то свое дело сделает, все остальное будет зависеть от вас.

И вы, возможно, видели таких людей. Практики и эксперименты со своей жизнью делают их слабее: им становится сложно общаться с людьми, которые не разделяют их взгляды; они становятся все менее устойчивы психически; все больше «улетают» в эзотерические теории, полностью отрываясь от земли.

Практики плавят — человек лепит. Да, опираясь на инструкторов и тренеров, но принимая свое непосредственное участие в этом процессе. И несет полную ответственность за результат.

Или все-таки на медленном огне?

Огонь — как нож. Полезен и опасен одновременно, зависит от рук. Он может переплавить, а может испепелить. Оставить только грязные угли на месте былой жизни.

В йоге, например, есть следующие ограничения для продвинутых практик — во-первых, у вас должен быть достаточно крепкий проводник. То есть в меру крепкое физическое тело и уравновешенный ум. Пускать «электричество» по своим каналам можно, только имея достаточную для этого устойчивость.

Если есть болезнь и тем более различные накаленные психические состояния — такими вещами заниматься нельзя, это на самом деле небезопасно, и не только для тела, но, что более важно, для психики. То же самое касается и других интенсивных подходов. Идти на осознанное повышение внутреннего огня из неустойчивых состояний себе дороже. В Аюрведе, например, при состояниях повышенной подвижности нервной системы противопоказан бег. Какую-нибудь заунывную хандру бег, как раз-таки, отлично испепелит и вылечит, а внутреннее расшатывание только усугубит. В этом случае надо действовать по этапам: сначала восстановление, затем укрепление и только потом огонь, начиная с небольшого пламени (мой путь в этом вопросе описан тут).

Но ровно в этот момент коса находит на камень. Покажите мне человека, который всерьез интересуется большими переменами из сытой и довольной жизни? Тех, кто отчетливо понимает –  если ты не будешь меняться сам, тебя изменит жизнь – единицы. В основном люди приходят к теме личных изменений только из боли, из сильной личной неудовлетворенности.

Да, иногда огонь лечит подобные состояния, особенно популярное все хорошо, но ничего хорошего, когда человек мается от нереализации своего потенциала. Тогда огонь — верный помощник. Но если ваша трещина другой природы, если внутри что-то начало расшатываться, — тогда себя можно и неудачно поджарить. Такие примеры история, как правило, не хранит, но это не значит, что их недостаточно.

Чаще всего с 20 до 28 лет можно позволить себе «больше огня». Это возраст экспериментов, в том числе и опасных. Тело и ум еще пластичны, внутренние процессы еще не устаканились. Плюс высокая природная адаптивность и заживляемость ран, в том числе психологических. С большими оговорками, конечно, но в целом это период, когда можно «жарить», не особо оглядываясь по сторонам.

После 30 лет эта способность начинает постепенно сокращаться. Между 30 и 40 наступает период, когда большинство людей набивает первые взрослые шишки, считая себя сильнее, чем они есть на самом деле. Знакомятся с личными лимитами. Но глобально это хороший процесс, так как без нащупывания таких границ на одном эге-гей, который доминирует в 20, по-настоящему большие горы личных свершений и не одолеваются. И только сделав пару ошибок, человек становится на самом деле эффективен — он начинает безошибочно отличать хандру, которую стоит с легкостью отбросить и добавить еще больше огня, от предвестника психического или телесного истощения, когда надо отложить в сторону все амбиции, максимально себя остудить и уделить время качественному восстановлению. Ходы такого человека становятся точнее, а огонь —более управляемым. Он знает, когда и как можно совершить очередной рывок к новым горизонтам, а когда стоит просто поддерживать небольшое пламя, чтобы согреваться без больших достижений, но и без потери вкуса к жизни.

Поставлю точку

В вопросе осознанных перемен (именно перемен, именно осознанных) обойтись без переплавки — нельзя.

Хотя многие пытаются.

Это знаменитые попытки выхода из зоны комфорта без дискомфорта, ретриты без напряжения, йога без духовной работы и стремление к переменам без желания что-то менять. Ничего плохого, на самом деле, в этом и нет. Больную спину, правда, надо чем-то поддержать, и некоторые асаны этому хорошо способствуют; снять стресс в каком-нибудь красивом месте тоже не будет лишним, а даже очень полезным. Просто кардинальные перемены таким образом не достигаются и все.

Олеся Власова

КОММЕНТ’АРИИ